3200 Беларусь. Торговля компенсирует убытки повышением цен?.
Агентство Промышленных Новостей
мясо и молоко
cайт объединенного портала пищепрома Украины  
мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко экспресс-диагностика рынка мясо и молоко маркетинг рынка мясо и молоко реклама мясо и молоко партнерам мясо и молоко ВХОД ДЛЯ КЛИЕНТОВ  
мясо и молокомясо и молокомясо и молокомясо и молокомясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко мясо и молоко мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко
мясо и молоко

Ресурсы портала
АПН (РУС)
AIN (ENG)
UKRFOOD
Сахар Украины
Спирт Украины
Вина Украины
Масло Украины
Укркондитер
Пиво Украины
ПРОД.ua
Табак Украины
2009-10-20Беларусь. Торговля компенсирует убытки повышением цен?
Беларусь. Торговля компенсирует убытки повышением цен?.

Беларусь. Торговля компенсирует убытки повышением цен?.

Пищевая отрасль стахановскими темпами наращивает убытки. По данным Белстата, за восемь месяцев 2009 года предприятия отрасли-кормилицы получили чистый убыток в размере 415,5 млрд. рублей (самый высокий показатель среди отраслей промышленности), что в 6,5 раз больше, чем год назад.

Почему пищевики работают в убыток?

Ранее эксперты неоднократно говорил о том, что наиболее устойчивыми к кризису окажутся предприятия, ориентированные на конечного потребителя, в том числе и пищевики. Мол, кризис приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Однако для белорусских пищевиков этот прогноз, похоже, не сработал. Количество убыточных предприятий выросло за год с 56 до 93, что составляет почти 25% от общего количества (было 14,7%).

Между тем есть белорусы меньше не стали. По итогам января-сентября население купило продовольственных товаров на 20,4 трлн. рублей, что только на 0,1% меньше уровня прошлого года. То есть уровень продаж продуктов питания не упал.

Не случилось также и снижения объемов производства, чего не удалось избежать другим отраслям (в первую очередь, машиностроению). Наоборот, пищевики за 9 месяцев произвели продукции на 2,1% больше, чем год назад.

При этом устойчиво убыточной в 2009 году остается мясная и молочная отрасль. По итогам девяти месяцев рентабельность реализованной продукции здесь составила минус 1,5%, тогда как еще год назад белорусские мясомолочники работали с прибылью, имея рентабельность 4,6%.

Это произошло даже в условиях роста экспорта этих продуктов: мяса и мясопродуктов — на 35,2%, молока и молочных продуктов — на 26,5% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Правда, существенно упали экспортные цены: на молочную продукцию — на 33,6% за тонну, на мясо — на 11,7% за тонну.

По мнению экономиста Леонида Заико, рост убытков в пищевой отрасли является следствием неэффективной экономической политики государства. «Затраты в агропромышленном комплексе растут, предприятия работают на дорогом сырье. Например, у них нет возможностей покупать на мировых рынках более дешевое мясо, надо поддерживать своего производителя», — отметил эксперт в интервью «Белорусским новостям». Также причиной низкой эффективности, считает экономист, являются высокая налоговая нагрузка на предприятия, которые содержат избыточный штат работников, отсутствие конкуренции в результате закрытости белорусского рынка от импорта.

Столичная торговля перед дилеммой

Стоит отметить, что растет количество убыточных организаций не только среди пищевиков, которые производят продукцию, но и в торговле, которая ее реализует. По итогам января-августа в убыток сработали 11,2% от общего числа организаций розничной торговли и общественного питания (год назад было 7,9%).

«Розничная торговля никогда не была высокодоходной, и работает на уровне 1-1,5% рентабельности продовольственными товарами и 2-2,5% — непродовольственными», — рассказал «Белорусским новостям» директор сети продовольственных магазинов, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов. По его словам, выручка в торговле осталась в лучшем случае на уровне прошлого года, тогда как затраты, связанные с высокой арендой и другими платежами, а также из-за девальвации рубля выросли.

По словам В.Маргелова, ситуация у столичной торговли может еще более ухудшиться, если не будут продлены льготные арендные ставки для розницы. Он отметил, что с 1 мая по 30 сентября Республиканской комиссией по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности были установлены понижающие коэффициенты для розничной торговли: 0,5 к ставкам аренды, если продовольственные товары составляют более 60% торгового зала и 0,7 — если менее 60%, а также для торговли непродовольственными товарами и торговых объектов без торгового зала. Такое решение было принято для поддержания на плаву предприятий розничной торговли в условиях кризиса.

Будет ли продлен срок действия понижающих коэффициентов, неизвестно, отметил В.Маргелов. По его словам, сейчас идет разработка указа президента, который будет регламентировать арендные отношения и должен установить единые подходы к определению арендных ставок. Этот документ должен придти на смену указу № 495 от 2002 года, который сегодня регулирует арендные отношения в стране.

По мнению собеседника, розничной торговле ничего другого не останется, как компенсировать свои убытки от роста аренды повышением цен. А такая возможность у розницы появится с 28 октября. В этот день вступит в силу постановление Минэкономики № 141. Документ, напомним, предусматривает отмену регулирования торговых надбавок, за исключением перечня из 50 социально-значимых товаров.

«Поскольку постановление № 141 позволяет на большинство товаров устанавливать цены без ограничений торговых надбавок, то, соответственно, оснований поддержать розницу за счет понижающих коэффициентов теперь вроде как и нет», — рассуждает глава РКП.

Собеседник не исключает легкого всплеска покупок в продовольственной торговле из-за ожиданий покупателей, что цены вырастут. По его наблюдениям, имеет место повышенный спрос на продукцию повседневного спроса в магазинах и на рынках. «Хотя обычно в октябре покупатели пассивны, особенно в продовольственной торговле. Но пока нельзя сказать, что это ажиотаж», — отметил он.

Дмитрий ЕРМАК


Агентство Промышленных Новостей
Беларусь. Торговля компенсирует убытки повышением цен?.
Беларусь. Торговля компенсирует убытки повышением цен?.
На ту же тему:
Беларусь. Торговля компенсирует убытки повышением цен?.